Предыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Следующая
2010 г.

 

23.04.2010 г.

Во вторник 20 апреля мы вместе с Ольгой Петровной Коровченко участвовали в специальной конференции посвящённой привлечению художников и дизайнеров к участию в творческих проектах НХП. Эта акция была организована Торговым Домом Ассоциации НХП при поддержке Правительства Москвы. Встреча проходила в Москве в залах галереи «Корпус 3». Там была представлена выставочная экспозиция изделий Народных Художественных Промыслов, представители которых и обсуждали возможное участие художников и дизайнеров в совместной работе. Прозвучали как одобрительные выступления по этому поводу, так и не очень, но в конце собрания, всё же, меморандум подписали. Вообще это было полезное начинание, которое могло бы перерасти в творческий клуб, где художники разных направлений смогли бы время от времени объединяться для каких-то совместных проектов. Так, художники Гжели могли бы оказаться полезными в оформлении архитектурных объектов, и подобная практика существовала, но сейчас за получение таких заказов идёт жестокая борьба, где выигрывают далеко не на конкурсной основе. С другой стороны художникам НХП было бы полезно услышать мнения и предложения от своих коллег художников, дизайнеров, декораторов, работающих с интерьерами в области визуального искусства, о возможности применения новых стилистических приёмов, технологий и направлений. Мы привезли на эту конференцию образцы изделий как традиционно-привычные для Гжели, так и с применением новых технологий с использованием цветных красок в подглазурной росписи на фарфоре с высоким обжигом. Я был приятно удивлён тому, что работы моей экспериментальной группы были восприняты публикой с одобрением, и нисколько не противоречили, а даже дополняли основное для Гжели направление с бело-синей росписью. Изделия Косихиной Юлианы с цветными подглазурнами рисунками воспринимались как естественное продолжение старой Гжельской традиции, хотя, на мой взгляд, традиции в декоративном искусстве можно трактовать по-разному, чем всегда и пользовались искусствоведы, которым было выгодно продавливать собственные однобокие, зачастую тупиковые направления, позже выдаваемые за «истинную» традицию. Почему так происходит? Об этом можно написать отдельно целую главу, но я лишь периодически буду затрагивать эту тему, по тому, что декоративное искусство развивается по своим законам и правилам в независимости от мнения и взглядов упомянутого крыла искусствоведов. Практика показала, что художникам иногда лучше контактировать с музейными специалистами, которые гораздо образованнее, глубже погружаются в тему, лучше чувствуют историческую связь эпох и этническую связь народов, а главное они более объективны, и менее пристрастны. С глубоким уважением вспоминаю тонкого и умного искусствоведа Дулькину Татьяну Иосифовну в Государственном Историческом Музее, Самецкую Эльвиру Борисовну из Всероссийского музея ДПИ, сотрудников Русского Музея в Петербурге, все они очень помогали художникам НХП и Гжели в частности, определиться в выборе приоритетов.

 

 

31.05.2010 г.

Я ни разу не писал о том, как получают художественное образование в местном ГГХПИ, а чтобы стало совсем понятно, расшифрую, это есть Гжельский Государственный Художественно-промышленный институт. Был какой то момент в середине девяностых, когда над входом этого заведения замаячила надпись АКАДЕМИЯ, но Бог миловал… . Ещё совсем недавно это был очень неплохой техникум, где готовили очень нужных специалистов среднего звена для керамической и строительной отраслей. Ведущие художники Гжели – Гаранин Ю., Царегородцев А., Неплюев В., и другие, преподавали на художественном отделении этого техникума (а чуть позже колледжа) специальные дисциплины - рисунок, живопись, композицию, скульптуру, мастерство и надо сказать, делали это замечательно. Первые выпуски молодых художников показали, что хороший уровень подготовки позволяет им легко адаптироваться на производстве и практически все художники, кто приходил в Объединение Гжель, попадали работать в творческую группу. Техникум выполнял свою задачу по подготовки специалистов для керамической индустрии безукоризненно. До сих пор автобусная остановка находящаяся неподалёку, так и называется «Техникум». Уже в начале девяностых амбиции орденоносного Директора Гжели достигли апогея, и зародился ПЛАН. Идея создать институт на базе техникума, где появятся факультеты по подготовки управленцев, попахивала авантюрой, уже тогда было понятно, что в керамических производствах переизбыток начальников. Административные кабинеты местных заводов были переполнены заместителями и их помощниками. У нас на производстве численность управленческого аппарата превзошла все мыслимые пределы. В какой-то момент начинало казаться, что рабочих и специалистов, занятых непосредственно на выпуске продукции даже меньше чем начальников над ними, мастера участков, приёмщики, нормировщики и плановики ходили по коридорам завода толпами. Когда стали закрываться некоторые предприятия Гжели, стало понятно, что выживут только те производства, где преобладают квалифицированные специалисты среднего звена с навыками работы РУКАМИ, а эту задачу выполнял техникум. Создание института было только частью строительства «Нью-Васёков». По замыслам, Гжель должна была стать столицей всей керамической индустрии России, и соответственно, под этот проект предполагалось получать от государства деньги и другие средства в виде льгот и субсидий. Для этого предполагалось создать «заповедную зону Гжель». Огромные средства успели зарыть в заложенные фундаменты и недостроенные объекты. Вокруг созданного Гжельского института вырос целый комплекс заброшенных строительных корпусов. Ещё больше средств исчезло на стадии разработки этих проектов, но институт, всё же, создали, и всё на тех же площадях, на которых и существовал старый техникум. Самое удивительное, что за все годы существования института, где ректором был сам Генеральный Директор «Гжели» Логинов В.М. на завод не пришло практически ни одного специалиста-выпускника института. Я помню, как в 2006 году мы с начальником творческой группы завода, Кондрукевичем А. А., ходили к руководству института, просили прислать к нам хотя бы дипломников, что бы в дальнейшем заинтересовать их работой по профессии, но нас просто выставили за дверь. Декан художественного факультета ДПИ Московская Г. П. потребовала от меня, что бы я покинул территорию института, когда я беседовал со студентами, и предлагал им при необходимости выполнения дипломных проектов, использовать наши заводские возможности. Прошу читателей заметить, что Ректором института в это время был Ген. Директор ЗАО «Объединение Гжель» Логинов В.М., который и был инициатором проекта «непрерывного учебно-производственного процесса от роддома через институт на предприятие», некоторые даже защитили всевозможные диссертации по похожим темам, да и сам Логинов стал доктором педагогических наук. Замечательная наука педагогика, она позволяет решать различные проблемы, особенно административные. Я не удивлюсь, если окажется, что и нынешний ректор этого института, тоже окажется доктором педагогических наук, или доктором психологии, что также хорошо подходит для продолжения ДЕЛА, начатого Логиновым В. М. Скоро напишу о том, как я продолжаю общаться с руководством Гжельского института и про то, как проходят «международные» конференции в ГГХПИ… .               

 

02.06.2010 г.

Совсем недавно, во время работы в литейном цехе, мы с Юрием Гараниным (Заслуженный художник России) разговорились о методах преподавания, а главное, воспитания студентов в Гжельском институте. Гаранин был одним из первых художников Гжели, начинавших педагогическую работу, тогда ещё в Керамическом техникуме, на базе которого и организовали институт, чуть было не ставшим Академией.  Так, Юра рассказал мне одну замечательную историю, про то, как работая преподавателем, очередной раз организовал тематическую дискотеку для студентов, а надо сказать, он умеет это хорошо делать. По его инициативе в Гжели давали концерты многие рок-музыканты страны. Так вот, уже через полчаса с начала этого мероприятия, администрация института дала команду «ПРЕКРАТИТЬ». Репертуар не тот. Конечно, декан факультета ДПИ лучше знает, какую музыку полезно слушать студентам художникам. Кто-то подумает, что речь идёт о начале застойных 70-х. , вовсе нет, это происходит в наши дни, на дворе 21 век восьмой-девятый год. Через некоторое время Гаранин из этого учреждения уволился. Подходит время просмотров студенческих работ, и Юра пришёл в институт посмотреть, как выставились его бывшие студенты и друзья, но тут на проходной вахтёрша сообщает ему, что, всё тот же, декан факультета ДПИ СТРОГО запретила пропускать Гаранина в здание института. С тех пор Юра в этот ликбез не ходок. Мне повезло больше, по разным причинам, я до сих пор бываю там, но думаю, что недалёк тот день, когда какой-нибудь дипломированный прапорщик-педагог даст СТРОГИЙ приказ, «непущать». Студенты рассказывают просто удивительные истории, о том, какие правила проживания установлены в общежитии института и колледжа (техникума), всё это в одном здании. Раньше общежитие состояло из двух отдельных зданий, но потом решили, что студентам хватит и одного. Во второй корпус общежития заселили преподавателей и не только. Всё разделили как надо, согласно табелю о рангах. И это бы ничего, но вот, когда для студентов определили ПОРЯДОК проживания в оставшемся здании общежития, то сразу стало ясно, что это,  ни что иное как ВОИНСКИЙ УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, только слово военнослужащий заменено на СТУДЕНТ ОБЯЗАН. Что именно он обязан, я напишу отдельно, это стоит того.

 

02.11.2010 г.

В Москве 2 ноября на станции метро «Воробьёвы горы» открылась выставка Российского фарфора. Управление Московского метрополитена любезно предоставило прекрасные витрины для экспозиции фарфора четырёх ведущих заводов России прямо в вестибюле станции. Выставку открывали руководители метро и представители предприятий, изделия которых представлены в экспозиции, это Гжель, Дулёво, Императорский фарфоровый завод и Вербилки, который всё чаще называют как Гарднер. Это замечательная идея, сделать такую выставку в просторной и очень светлой станции метро «Воробьёвы горы». Пассажиры метро, проезжающие мимо платформы, на которой стоят витрины с изделиями, невольно выходят из вагонов, чтобы посмотреть. На открытии этой выставки, я сказал о том, что уже давно пора построить станцию, которая в своём архитектурном и декоративном решении будет представлять традиционный Народный художественный промысел Гжель, где будут использоваться декоративные элементы из фарфора с подглазурной росписью кобальтом. Такая «Гжельская» станция могла бы быть первой в целой серии станций отражающих наши Национальные художественные традиции. Так могла бы появиться и станция «Жостовская» и «Хохломская», «Палехская». Это может получиться своеобразный музей, посещение которого, по стоимости будет соответствовать проезду на метро. .   

 

 
Предыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Следующая