Предыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Следующая
2009 г.

 

19.09.2009 г.

Вчера мне позвонил Виктор Михайлович Логинов. Даже не знаю, как прокомментировать наш разговор. Судя по сказанному им, он свою принципиальную непримиримую позицию сохраняет, и на прямые переговоры с новым руководством завода не идёт. Не могу сказать определённо, кто от этого выигрывает. Понятно только то, что основные акценты Виктор Михайлович расставляет на политических вопросах и ранее принятых постановлениях о народных художественных промыслах, а новые владельцы Гжели делают упор на экономическую и хозяйственную составляющую этой проблемы. Наверняка в будущем возникнут вопросы по долгам предприятия и как менялись владельцы пакетов акций ЗАО «Объединение Гжель», а тем временем холода приближаются, и персонал завода не рассчитывает на третью подряд тёплую зиму. Уже хорошо то, что на предприятии появился молодой энергичный Главный инженер, который похоже понимает куда попал. Сейчас, мне кажется, всё зависит от того, насколько успешно будут продвигаться вперёд дела на заводе, а «сверху» будут пока наблюдать за развитием событий, и кто окажется понятней и логичнее в своих действиях, тот и будет прав. Конечно, сыграет свою роль и юридическая сторона этого дела, но мы увидим это не завтра, и может быть даже не в этом году

 

25.09.2009 г.

И так, реорганизация нашего завода продолжается. Это уже заметно хотя бы по тому, что на заводе появился инженер по технике безопасности. Думаю, что это неплохой знак. Я успел забыть те времена, когда на предприятии была такая должность. Может нашим новым руководителям повезёт и с новым юристом. С этим в Гжели всегда было плохо. Последние пятнадцать лет бывшему Ген. Директору Логинову В.М. на удивление не везло с юристами, а потом это даже стало фатальной закономерностью. Доходило до курьёзных случаев, когда очередной юрист, войдя в доверие к директору, собирал всю возможную информацию о состоянии дел на заводе и исчезал, прихватывая с собой и некоторые ценные предметы, чаще всего компьютеры и другую оргтехнику. А сколько прошло через нашу Гжель всевозможных Заместителей Ген. Директора, и не сосчитаешь. Иногда, такие вот юристы назначались сразу на должность Заместителей Директора по экономической безопасности, получалось «два в одном». Представляете, что из этого получалось…
В ближайшее время намечается переселение персонала предприятия в правый корпус завода. Конечно, так должно было случиться. Мы, с бывшим главным технологом Кондрукевичем Андреем давно говорили о том, что производство должно быть компактным (в одно подразделение), и занимать разумные площади, но наш завод был построен «как нарочно». Когда-то у нас в Гжели был Главный конструктор Козумян Арам Сумбатович и он ещё в лучшие для предприятия годы сказал, что так спланировать и построить завод, можно было только по пьянки. Я всегда любуюсь производственными постройками дореволюционного времени, таких заводов и фабрик в подмосковных городках было множество, некоторые из них неплохо сохранились, сейчас их можно смело объявлять памятниками архитектуры.   
              

 

29.09.2009 г.

С каждым днём становится всё сложнее оценивать состояние дел на заводе. Если рассматривать все меры по реорганизации предприятия и выводу его из кризисного состояния, то всё как будто делается правильно. Здравый смысл подсказывает, что до тех пор, пока производство фарфора в масштабах всего предприятия остаётся убыточным, нет смысла задействовать все заводские площади под выпуск одной продукции. С наступлением зимы будет очень сложно обогреть все цеха, тем более, что вся система коммунального обслуживания завода уже давно требовала ремонта. Начавшееся переселение персонала на новую производственную площадь, многих настораживает, а некоторых откровенно раздражает. Сейчас неизвестно, чем в будущем обернётся нынешняя реорганизация предприятия-главного обладателя марки «Гжель». Кто-то из мудрых сказал: «Чтобы понять будущее, нужно подняться к прошлому», а прошлое у нас тоже меняется в зависимости от настоящего. Вот и получается, что прошлое у нас не предсказуемо как и будущее. Мог ли директор Гжели Логинов В.М. ещё лет пятнадцать назад представить себе, что ему придётся скрываться, покинув свой кабинет на заводе. В те, ещё не очень далёкие времена многие его проекты казались необыкновенно правильными, не вызывающие сомнений, но в скором времени эти благие начинания уже напоминали авантюрные романы с плохим концом. Чего стоила одна только затея с открытием магазина в Берлине, откуда Гжель с позором выезжала на Родину, оставляя после себя мусор, тараканов, не оплаченные долги и штрафные санкции. Куча продукции завода была просто брошена на произвол судьбы в одном из частных подвалов Берлина. Самое ужасное, что в это были вовлечены и другие предприятия народных промыслов России, руководители которых любезно предоставили свои изделия для этого магазина. А сколько их потом было этих магазинов и все они со скандалом закрывались, а Гжель тем временем продолжала нести свой крест, теряя одно производство за другим. Я прекрасно знаю, что на это ответил бы сам Виктор Михайлович. «Вокруг одни предатели и поддельщики», но рядом у тех же «предателей и поддельщиков» дела на предприятиях шли вполне успешно, экономика имела положительный баланс, рабочие стабильно получали зарплату. Глядя на последние события, развернувшиеся вокруг и внутри нашего завода, все сотрудники производства с подозрением и недоверием реагируют на любые решения новой администрации, их можно понять, но только время покажет, как долго продлится агония, или наступит выздоровление Гжели.      

 

7.10.2009 г.

После некоторой паузы продолжаю свой дневник.
Сейчас на предприятии происходит перемещение производства в соседнее крыло заводского корпуса. Я уже писал, что это происходит не быстро, и несколько болезненно. Некоторые работники завода на время переезда должны быть отправлены вынужденные отпуска до трёх месяцев. Конечно, вся эта работа сопряжена с техническими трудностями, нервозностью и разговорами, о том, что руководство завода будет избавляться от сотрудников пенсионного возраста. Я думаю, что это не так. Если и будет какое-то сокращение, то только в отношении тех сотрудников, без которых производство сможет продолжать работать в обычном режиме, хотя это очень спорный вопрос. С уходом кого-то из специалистов всегда что-то меняется, а если этот специалист ещё и оставил какой-то значимый след на заводе, то такое понятие как «незаменимых не бывает» тут не проходит. С уходом из Гжели художника Розанова Валентина, практически исчез из производства и весь его ассортимент изделий. Слава Богу, что сохранилась и выпускается его сухарница, это одно из самых удачных его изделий. Жалко сейчас я не имею под рукой фотографии этой работы. За время моего восьмилетнего отсутствия в Гжели, когда я работал в Германии, с моими изделиями тоже происходили жуткие вещи. Сервизы «Воробушек» и « Мария», которые уже давно стали классикой Гжели, начали выпускать в непонятной комплектации, формы изделий исказились, утратились многие рельефные детали на предметах сервизов. Если сравнивать их с теми же изделиями 80-х и начала 90-х гг, когда я ещё как-то отслеживал ситуацию, то узнать их можно с трудом, только силуэт ещё как-то напоминает о прошлом триумфе этих сервизов на конкурсах и выставках. То же самое можно сказать о многих изделиях, авторы которых в разное время ушли с предприятия. Исчезает автор и некому присмотреть за художественным и техническим состоянием выпускаемого изделия. Незаменимые специалисты и художники есть. В понедельник был на художественно-экспертном совете в Минпромторге России, рассматривались изделия фарфорового завода в Вербилках. На великолепных формах сервизов «Ампир» и «Севрский» совершенно неподобающая роспись в стиле постельного белья 70х годов. Будь там Главным художником Калита Борис Ефимович, такого бы никогда не случилось. Я был тогда ещё студентом Абрамцевского художественного училища, когда вместе с Осташковой Катей попал на практику в Вербилки и познакомился со знаменитым Главным художником Борисом Калитой. В те далёкие 80-е он был одним из самых успешных художников фарфоровых заводов Советского Союза.  Возглавлял творческую группу художников и специалистов предприятия, был нашим наставником и помощником. Мы, тогда ещё студенты, считали за счастье попасть к нему на практику в Вербилки. А сейчас, глядя на уровень продукции некогда знаменитых Вербилок, понимаешь, что китайская фарфоровая индустрия нас победила. Грустно, что исчезают с заводов незаменимые люди, за то некоторых совершенно бесполезных, а иногда даже вредных, колом не выгонишь. Они находят тысячу возможностей, чтобы пристроиться хоть к какой-нибудь кормушке. У нас в Гжели таких всегда было в изобилии, я как-то уже писал об этом, но видимо ещё вернусь к теме. А ещё я обещал написать про историю нашего заводского Гжельского музея. Обязательно сделаю это, тем более, что история  его пишется на наших глазах, а на фоне предстоящего 670-летия Гжели, прозвучит очень актуально
.   

 

8.10.2009 г.

И так, наш переезд продолжается. Сегодня перетаскивали гипсовые модели и формы в другое помещение, где будет располагаться модельная мастерская. В ходе этих работ на стеллажах обнаруживаются давно забытые, но очень неплохие старые гипсовые модели, которым наверно уже лет двадцать пять. Так, мне на глаза попались детали от больших светильников Розанова, которые он когда-то делал для одного санатория в Железноводске. Много моделей Окуловой З.В., Азаровой Л.П. Всё это, уже история Гжели, которую хорошо было бы сохранить. Кстати, сегодня мне прислал письмо с некоторыми пояснениями Розанов Валентин. Фотографию его замечательной сухарницы я помещаю в своём дневнике. В дальнейшем  я постараюсь чаще делать иллюстрации. Вчера я упомянул имя замечательного художника Бориса Калиты, в этом году у него семидесятилетний юбилей. Нужно выяснить, где в ближайшее время будет организованна выставка его работ. Сегодня и у Хазовой И.А. тоже был день рождения, с утра я успел поздравить её. Она по-прежнему работает, но новых изделий уже не создаёт, ей сейчас просто трудно справляться с такой работой. Раньше, когда появились первые изделия Хазовой И.А., она работала совместно с замечательным скульптором-модельщиком Кустарёвым Виктором Спиридоновичем. Часть работ они создали в соавторстве, к сожалению, сейчас в производстве не осталось ни одного изделия Виктора Спиридоновича. Он в Гжели был когда-то старшим скульптором-модельщиком и моим первым наставником, я проработал с ним в одной мастерской несколько лет. Светлая память этому человеку.

Хазова Ираида Алексеевна

 
Предыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Следующая