Предыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Следующая
2009 г.

26.06.2009 г.

Сегодня день не принёс никаких неожиданностей. Мой сосед по кабинету, главный теплотехник  завода Евгений Петрович Горбатов, готовил своё рабочее место к возможной передачи другому специалисту, если такой придёт на его место.
С 1-го июля Петрович уходит. Ясно, что без дела он не останется, его всегда будут приглашать в разные организации, помогать строить печи, консультировать. Всю техническую документацию собранную им за все годы работы, Евгений Петрович аккуратно разложил по папкам в шкафу, навёл в своём кабинете полный порядок. Такие люди не сжигают мосты. И мне вдруг стало грустно. Петрович, это же «талисман» нашего завода. Целая эпоха уходит вместе с ним. Я обязательно найду фотографию Петровича и помещу в дневнике. За последние дни мы не раз с ним вспоминали и говорили о директоре завода Викторе Михайловиче Логинове. На память приходили всякие курьёзные случаи из прошлого, но о проблемах, которые повисли над заводом, говорить не хотелось…
 

Генеральный директор ЗАО "Объединение Гжель"

Логинов Виктор Михайлович

и главный художник Симонов Сергей Михайлович за год до кризиса.

 

27.06.2009 г.

Завтра воскресенье, но мне придётся съездить на завод. К нам в Гжель должна приехать экскурсионная группа немецких журналистов. Их будет человек двадцать, так мне сказала Т.В. Логинова, которая организует такие экскурсии в наш заводской музей и по цехам предприятия. По-немецки я с горем пополам говорю, так что объяснить технологию производства фарфора смогу. Не смогу только объяснить, почему наша прославленная Гжель оказалась в таком плачевном состоянии.
Кто-то скажет, что и у них в Германии заводы тоже банкротятся. Да, это-правда, но у них там есть объяснимые экономические причины, которые поддаются бухгалтерскому учёту. Если говорить о ЗАО «Объединение Гжель», то экономические понятия здесь отдыхают. В капитализм наш завод шагнул очень уверенно, но как говорится, уверенность дилетантов – предмет зависти профессионалов. Мы оказались дилетантами, которым все завидовали, особенно на первых порах. Завидовали и нашему директору Виктору Михайловичу Логинову, он был одним из самых успешных руководителей в стране. Можно занять несколько страниц, перечисляя все его звания, достижения и заслуги. В некотором смысле Виктор Михайлович «последний герой». Он стал последним, кому присвоили звание Героя Социалистического Труда в СССР. Наш завод процветал, когда на многих предприятиях страны едва сводили концы с концами. С грандиозными планами мы вошли в 90-е годы, когда стали акционерами. Цель была великая, сделать Гжель мировой столицей керамической индустрии (не больше, не меньше). Для западного менталитета достижение поставленной цели, это главное, для восточного главное-процесс достижения поставленной цели. А вот для нашего менталитета главное - постоянное обмывание процесса достижения поставленной цели. Сколько на банкетах и праздниках по разному поводу было поднято тостов за процветание, за здоровье, за успехи, за будущие успехи, но бухучёт опять подвёл. Расходы с доходами никак не совпадали. Перевешивали как-то всё чаще расходы…. Потом мы стали учиться жить в долг, но цели и задачи оставались высокими. Вот с этими долгами мы и попали…

 

28.06.2009 г.

Полдня провёл сегодня в Гжели. К нам на завод приезжали посетители из Германии. В основном это были журналисты. Пятнадцать лет назад иностранцы гораздо чаще бывали у нас на заводе. Особенный интерес Гжель вызывала у китайских, японских и корейских посетителей. Сегодня меня спрашивали, как мы справляемся с кризисом? Оказалось, что и у них в Германии в керамической индустрии тяжёлая ситуация, многие фирмы переводят свою производственную базу в другие страны, где дешевле энергоресурсы и ниже налоги. Мне помогал водить экскурсию наш художник Виктор Хазов. Зашли в мастерские творческой группы внешне всё замечательно, как и раньше. Художники имеют уютные мастерские, в холле камин, мягкие двадцатиметровые диваны, хрустальные тяжёлые люстры. В общем, всё есть, чтобы художники могли между делом расслабиться. Эта часть экскурсии очень понравилась посетителям из Германии. Я и сам прекрасно знаю, что ни одна немецкая керамическая фирма, таких условий для работы художников предложить не может. Нужно честно признать, что инициатором всего этого был директор Гжели Логинов В.М. Именно с его подачи на изделиях завода стали писать имя автора создателя образца. В Германии такое никому и не снилось. У нас художник может претендовать на авторское право, там об этом даже речи не идёт, ну разве, если ты Версачи или Палома Пикассо. Логинов в этом смысле человек справедливый, если кто-то из художников  хотел творчески  реализоваться, то он такую возможность предоставлял. Часто этим пользовались даже случайные люди со стороны, которые пытались проталкивать свои совершенно дурацкие идеи. Логинов считал, что если художник творчески одарён и активен, то препятствия его только укрепляют и рано или поздно он достигнет результата. Однажды в Вене я потащил его прогуляться в парк дворца Бельведер, нас окружала почти райская атмосфера парка с романтическими фонтанами и он вдруг сказал: «А помнишь то время, когда ты только пришёл в Гжель на работу? Тогда все художники были голодные, работали даже ночью, хотели проявить себя».  Да, так было и может быть именно для того, что бы потом вот так сидя на скамейке в одном из лучших парков Европы, вспомнить то время, когда мы были голодными….    

 

29.06.2009 г.

И так, сегодня понедельник день, когда в Гжели обычно ждут новостей от новых владельцев, но сегодня не было, ни самого руководства, ни новостей. В первой половине дня я съездил в Гжельский институт, встретился там с некоторыми преподавателями, которых интересовал главный вопрос  сегодняшнего дня, что слышно о Логинове В.М. и когда он появится на заводе. Действительно, его отсутствие в Гжели у многих вызывает вопросы, все следят за судьбой завода. Большая часть сотрудников предприятия склоняется к мысли, что лучшим выходом из административного и экономического кризиса, был бы переход завода в государственную собственность. ЗАО «Объединение Гжель» это народный художественный промысел федерального значение, который можно отнести к национальному достоянию России. И сейчас было бы вполне логично создать специальную комиссию, которая бы определила законность перехода НХП Гжель в частную собственность тем или иным лицам, которые в настоящее время ведут борьбу за завод и всё его имущество. Конечно, для этого нужно подключать и судебные инстанции, и проводить финансовую проверку, но это поможет спасти прославленный завод и его коллектив и вернуться в государственную собственность.          

 

30.06.2009 г.

Сегодня я вместе с программистом нашего завода Сергеем Николаевичем Орешкиным делали цветной макет плаката для проведения торговой акции в фирменном магазине завода. Много лет работая с полиграфическими проектами, Сергей Николаевич приобрёл огромный опыт подобной работы. Последний раз мы с ним за один час сделали макет календаря Гжели на 2009 год. Он просто незаменимый специалист на предприятии. Вся компьютерная сеть и телефонная связь лежит на его плечах. На него вешают ещё ремонт и обслуживание всей оргтехники, вот только зарплату ему наше новое руководство не платит с февраля. Если с завода уйдёт Орешкин, это будет ещё одна ошибка нашей администрации, но в Гжели ещё есть множество грабель на которые не ступала нога новых владельцев. Впереди зима, которая как всегда наступит неожиданно, это я с ужасом подумал о нашей заводской котельной. То, что она имеет свойство иногда взрываться, я  в подробностях описывать не стану, но эта котельная просто не соответствует нормам своего времени. Видимо её построили ещё в 20-е годы, когда она отапливала старое ещё деревянное Гжельское производство. И таких проблем у нас великое множество. Видимо поэтому на должность главного инженера в Гжель трудно найти специалиста, он всегда будет во всём виноват, латая дыры, а сделать ничего не сможет. Я удивляюсь, как Андрей Евгеньевич Клочков, которого я очень ценю, в последний год взялся исполнять обязанности главного инженера. Наверно тот, кто иногда читает мои записки, подумает, что я очень мало упоминаю о художниках Гжели. Подождите, это ещё будет впереди. Достаточно сказать, что сейчас положение художников на заводе настолько неопределённое, что их не внесли в штатное расписание ни в отдел главного художника, ни в творческую группу и это художественное производство ЗАО «Объединение Гжель».

 

1.07.2009 г.

В этом году нашей великой художнице Людмиле Павловне Азаровой исполняется 90 лет. Её заслуги перед Гжелью огромны.
Она была одним из первых профессиональных художников (после  Н.И. Бессарабовой ), которые формировали художественный образ Гжели середины ХХ в. Когда в 84-ом году я пришёл работать в Гжель, Людмила Павловна жила в Москве и на заводе появлялась не часто, хотя мастерская в творческой группе за ней была закреплена. Приезжала Азарова на художественные советы или мероприятия связанные с открытием выставок. В основном её творческая жизнь протекала в Москве, где и находилась её настоящая мастерская. В то время мы только начинали творчески работать вместе с Катей Осташковой, но первые успехи уже были. Мы несколько раз подряд занимали первые места в конкурсах на лучшие изделия, которые проводились в Гжели каждые полгода. Уже на первом для нас таком конкурсе, где определяли лучшие квасники и кумганы, нам с Осташковой Катей удалось занять сразу два первых места. Здорово выставились Юра Ермаков с Розановым Валентином, у них была совместная композиция кумганов.  Хазовы Татьяна с Виктором сделали квасник монументальных размеров, был такой творческий порыв.  В это же самое время шёл отбор лучших изделий художников для участия на выставке в Русском музее в Ленинграде. Сотрудники музея сами определяли художественный уровень вещей для закупки в музейные фонды. У нас с Катей взяли всю коллекцию, это было в первый наш год  работы в Гжели.
Иметь свою отдельную мастерскую на заводе было очень важным делом. Особенно, когда художник начинает «обрастать» новыми изделиями, которые нужно где-то расписывать и хранить. У нас  такой мастерской не было, мы пришли на завод в Гжель, когда уже всё было занято. Вот тут нам и помогла Азарова Людмила Павловна. Помню, прошёл очередной конкурс чайных и кофейных сервизов, где мы с Осташковой Катей опять заняли первые три места и тогда директор завода В.М. Логинов поговорил с Людмилой Павловной, и она великодушно уступила нам свою мастерскую. С тех пор мы уже полноценно могли активно работать, да ещё в мастерской самой Азаровой, которая в то время была Народным художником России, Лауреатом Государственной премии им. Репина. В то время нас ещё молодых художников Людмила Павловна никогда не ущемляла, на художественных советах если и делала какие-то замечания, то справедливо и по делу. Свои работы Азарова всегда представляла, как будто оправдываясь в чём-то. У неё какой-то неповторимый голос, который звучит на распев и как-то очень грустно, его нельзя ни с кем спутать. В её жизни были и радости и трагедии, о которых Людмила Павловна никому не рассказывала. Хотя такому исследователю Гжели, как Флавий Хорошилов она многое могла рассказать.
Вообще о Флавии нужно как-нибудь отдельно написать, очень интересный человек. Это, такой неофициальный летописец Гжели, который докапывался до самых мелочей из жизни художников, но только тех, которые ему были интересны. Флавий оказался единственным человеком, кто выяснил, где похоронена Н.И. Бессарабова, основоположник художественного стиля современной Гжели. Сам Флавий умер в 2006 году совсем ещё молодым, ему было, по-моему, 54 года (физик-ядерщик).
       

 

2.07.2009 г.

На 17-е июля намечено собрание акционеров ЗАО « Объединение Гжель». Это будет что-то вроде отчётного, так как внеочередные предыдущие собрания по выборам Генерального директора уже неоднократно проводились. Акционеров на нашем заводе осталось совсем мало, их всего едва наберётся 140 человек. Все решения у нас принимаются голосованием, только не числом проголосовавших, а количеством акций  участников голосования. Так записано в уставе нашего ЗАО. Сейчас основной пакет акций (52%) перешёл в руки лиц возглавляющих ООО «Керамика». Нет смысла указывать их поимённо, мы работники завода тоже узнали их недавно. Другое дело, что ещё совсем недавно главный пакет акций был у Ген. Директора Гжели В.М. Логинова и сейчас решается множество спорных вопросов о законности перехода этих акций в управление ООО « Керамика».  В руках рядовых акционеров Гжели находится всего 8% акций, поэтому теряется всякий смысл в посещении акционерных собраний, а тем более участвовать в голосовании. В самом начале своих дневниковых записей я уже рассказывал вкратце, о том, как происходило акционирование в Гжели. А вдаваться в подробности этого печального случая уже не хочется. Лучше вспомнить о том, что сегодня ко мне в мастерскую приходил наш художник  Саша Царегородцев и с его слов я узнал, что наш другой художник Виктор Хазов, всерьёз подумывает перейти работать на другой завод. Понятно, что от хорошей жизни такие мысли не приходят в голову к человеку, который с самого рождения находился на фарфоровом заводе в Гжели. Ещё с   младенчества Виктора приносила на завод его мама известная у нас художница Ираида Алексеевна Хазова, которой просто не с кем было оставить ребёнка дома. Так и рос он на заводе, иногда «играючи» опрокидывая целые стеллажи с готовым товаром. В точности Илюха, его сын, когда делали в творческой группе моих Снеговиков для хоккейного турнира «Известий», то Илюшка ещё был мелкий шкет, умудрился поотшибать носы у нескольких Снеговиков. Слава Богу изделия были в полуфабрикате.  Потом позже за этими Снеговиками к нам в Гжель приезжал Вячеслав Фетисов, звезда и легенда мирового хоккея, это было в год перед его отъездом в Канаду, где ему было суждено стать трёхкратным обладателем Кубка Стэнли. А вообще нам с Осташковой Екатериной пришлось неоднократно делать призовые изделия для Советского и Российского спорта и хоккея в частности. Достаточно вспомнить Главный приз к Чемпионату Мира по хоккею в 86-м году (почти метровый кубок из фарфора). Фетисов после победы над Шведами в финале чемпионата первым получил его в руки, он тогда уже бы капитаном сборной СССР.  До сих пор на «Кубок Третьяка» мы делаем различные хоккейные призы и конечно уже ставшего легендарным нашего Снеговика.

 

6.07.2009 г.

И так, пишу дневник дальше.

Наконец, сегодня, определились с плакатом для проведения  торговой акции в фирменном магазине. Зато вопрос о продаже авторских изделий художников пока висит в воздухе. Форма договора ещё не составлена. Какой установят комиссионный сбор, точно не знаю, но процентов 30 влепят. Ладно, нужно попробовать, хотя предполагаю, что не все художники согласятся и с формой договора, и с процентами комиссионных. Вообще ценообразование на продукцию Гжели дело очень запутанное, а если учесть, что никто толком не знает реальной себестоимости, то можно только догадываться как у нас определяют цену на изделия.

С авторскими работами художников, как это не покажется странным, всё наоборот. Дело в том, что художник делает своё изделия по всем технологическим операциям самостоятельно, где  никто не будет насчитывать ему затраты на зарплату за каждый отдельный вид работы, а это основная составляющая в производстве, где преобладает ручной труд. Таким образом, если художник назначает цену на своё произведение самостоятельно, то руководствуется, либо реальной покупательской возможностью на рынке, либо «амбициозностью» проекта, куда входит и имя автора, и художественный образ, и исполнительское мастерство художника. В любом случае коммерческий успех или неудача ложатся на плечи художника, который не получит денег пока его произведение не продано. Хотя рынок искусства, если мы говорим именно о таковом, иногда преподносит такие сюрпризы. Бывает, что банальное изделие в удачном месте, в удачное время, может уйти очень дорого, а прекрасная мастерски выполненная вещь, простоит вечность. Просто порой туповатая публика (такое бывает, чаще на западе) даже не верит, что перед ними  изделие ручной работы, или оно стоит в ряду с ширпотребом, и тут может спасти только глаз знатока или истинного ценителя всего уникального, и то если у него есть при себе деньги. Но есть  ещё и мода, которую часто искусственно навязывают.

Мы тут как-то с Юрой Гараниным об этом говорили, что сейчас в искусстве настало время сексуальных меньшинств и скоро мы обычные в этом смысле, скоро станем меньшинством. На нас просто не будет спросу, мы не в моде (не в формате). Так, что-то сегодня разошёлся я, после выходных наверно. Ладно, завтра опять буду писать. Люди просят продолжения….            

 
Предыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Следующая